Главная Бібліотека Художня література, статті 11-й Чемпионат Европы по планерному спорту

11-й Чемпионат Европы по планерному спорту

Cтатья Топоровой В. Н.
Венгрия, г. Бекешчаба, 14-28 июля 2002 г.

Спортсмены из 22-х Европейских и 3-х неевропейских стран собрались на 11-й Чемпионат Европы по планерному спорту в г. Бекешчаба (юго-восточная часть Венгрии), который открылся 13 июля 2002 года. Две недели на Придунайской равнине предстояло бороться 113-ти спортсменам-планеристам за звание чемпиона Европы в 4-х классах планеров: открытом, 18-метровом (впервые на чемпионатах Европы), 15-метровом и стандартном. К началу Чемпионата организаторы подготовили журнал с фотографиями и краткими биографиями участников, предварительно разослав в федерации запросы. Кто-то ограничился краткими сведениями о своей летной карьере, кто-то рассказал о своей семье, а некоторые с нежностью вспомнили о том, как начали летать, о том, кто их учил летать, о своих "летающих" семьях. (За границей это частое явление, а у нас, к сожалению, планерных династий практически нет.) Этот журнал быстро познакомил всех участников соревнований. Приведу пример из рассказа о себе известного итальянского планериста Леонардо Бриглиадори. "Я получил пилотскую лицензию в 14 лет. Меня увлек планерным спортом мой брат, а позднее я стал инструктором моего сына Рикардо. Это магия нашего спорта: в одном и том же соревновании одновременно отец может соревноваться со своим сыном". К сожалению, Л. Бриглиадори и его сын по объективным причинам не смогли участвовать в 11-м Чемпионате Европы, хотя и были заявлены.

Церемония открытия Чемпионата состоялась в уютном центре г. Бекешчаба. А 14-го начались полеты. Первый день оказался самым драматичным. 3 класса планеров (открытый, 18- и 15-метровый) взлетели нормально, а при подъеме стоявшего последним стандартного класса у одной из Вильг на взлете остановился двигатель по причине простой и глупой: закончился бензин. Т.к. аэродром находится на восточной окраине г. Бекешчаба и взлеты выполнялись с западным курсом в направлении на город, т.е. по курсу взлета сесть было негде, то летчик и планерист, отцепившись, стали разворачиваться на 180°, чтобы сесть на аэродром. Планеристу это удалось с небольшим повреждением законцовки крыла (зацепился за крону дерева). Самолету повезло меньше: он капотом врезался в дорожную насыпь и получил значительные повреждения, летчик не пострадал. Т.к. произошла задержка взлетов стандартного класса, и планер после такого неудачного взлета не смог летать в этот день, то упражнение для стандартного класса отменили. В этот день с запада подходил фронт, разделивший участников на тех, кто с большой скоростью, использовав на втором участке маршрута этот самый фронт, прилетел на аэродром, и тех, кто сел на площадку. Н. Ковальчук стал в этом упражнении третьим, всего 3 очка (из 875 максимальных в этот день) уступив победителю. Организаторы при назначении маршрута "полет через предписанные области", не ожидая в этот день больших скоростей, дали слишком большое время для выполнения полета. Н. Ковальчуку пришлось пролететь максимально возможное расстояние через предписанные области, и все равно он финишировал на несколько минут раньше, чем закончилось время, данное на выполнение задания.

В двух классах планеров организаторы начали соревнования с этого довольно нового для планерных чемпионатов упражнения: "скоростного полета через предписанные области за установленное время". Это упражнение неоднозначно воспринималось участниками соревнований. Большинство считает, что это упражнение должно даваться только в плохую погоду, когда отметка на поворотном пункте в радиусе 0,5 км может быть затруднена из-за погодных условий. В хорошую же погоду следует летать классические скоростные маршруты, более реально отражающие уровень подготовки спортсменов. Большинство капитанов команд выступило против назначения таких маршрутов в стабильную, хорошую погоду. Отрицательное отношение участников соревнований к этим упражнениям подвело организаторов, вернее участников. 25 июля все участники соревнований, за исключением нескольких планеристов открытого класса, летавших на мотопланерах, сели на площадки на удалении 100 - 200 км от аэродрома, не сумев преодолеть фронт. Возможно, назначение маршрута через предписанные области сгладило бы такую ошибку метеоролога. Кстати, метеопрогноз давался на Чемпионате достаточно точно, за исключением этого дня.

Датчанин в 15-метровом, англичанин в 18-метровом и 30-летний польский спортсмен стали героями первого летного дня.

После сильной жары (33-35°С), которая стояла на протяжении всей недели тренировочных полетов и первых двух соревновательных дней, наступило небольшое похолодание. Один день перерыва, и 17-го снова полеты. После 11-го места во втором упражнении Н. Ковальчук третий в 3-м упражнении, а по сумме трех соревновательных дней выходит на первое место! Кстати, это было все то же для нас счастливое упражнение – полет через предписанные области. Как оказалось позже: пока счастливое. После 3-х упражнений 3 дня непогоды. 20 июля, в субботу, организаторы устраивают показательные выступления лучших авиационных спортсменов Венгрии. На аэродроме много местных жителей, все планера на старте. Полеты СЛА, планеров, дельтапланов, парашютные прыжки. Особенно удачным, зрелищным был пилотаж на спортивном самолете "Экстра" чемпиона Европы Петера Бесени. Восхищение его мастерством выразили все участники соревнований и многочисленные зрители. Погода дала возможность провести только показательные выступления А планера, простояв на старте 2 часа,. вернулись в свои прицепы, так и не дождавшись погоды.

К сожалению, организаторы соревнований не позаботились о досуге спортсменов. Единственным украшением нелетных дней и стали эти показательные выступления.

В воскресенье – 4-й соревновательный день, правда, не принесший нам радости. На 357 километровом маршруте наш пилот проигрывает 29 минут двум шведам-победителям этого упражнения, получившим по 1000 очков, и с 1-го общего места переходит на 5-е. Лидерство в нашем классе захватывает опытный 59-летний швед Геран Акс, второй француз Фредерик Хойя, они после 9-го упражнения и окажутся на пьедестале почета (правда, в другом порядке). Лидеры летают парами: шведы, французы, англичане. Как трудно с ними бороться.

Аэродром в г. Бекешчаба представляет собой 2 вытянутых прямоугольника, расположенных практически перпендикулярно друг другу буквой "Г", что очень удобно для обеспечения безопасного финиша. (Аэродромные сооружения находятся в точке пересечения этих прямоугольников). Приземляющиеся с прямой садятся на полосу сразу за финишной линией, а садящиеся с маневром – на перпендикулярную полосу. Взлеты были организованы так, что зоны отцепки для двух классов были севернее аэродрома, и для двух классов – южнее аэродрома. Причем классы в эти зоны буксировались поочередно: первый – третий и второй – четвертый. Были разнесены, конечно, и точки старта для всех классов, причем всегда с учетом зон отцепки класса. Организаторы заботились о безопасности полетов, но на самом аэродроме, издалека казавшимся ровным, было много ям от мышиных нор. Этот недостаток летного поля испытали на себе несколько планеров: один планер снес шасси на посадке, у нескольких шасси сложилось на взлете. Ну, а вспомогательные буксировочные устройства для транспортировки планера по земле ломались у кого-либо практически каждый день.

Широкий аэродром позволял устанавливать в один ряд на старте 12 планеров. В воздух 113 планеров поднимали менее чем за один час 15 минут, благодаря использованию, помимо других самолетов, четырех Z-137 Т, или просто "Турбо". Как красивы они на посадке, похожие на сказочных птеродактилей с нарисованными "пастями" под винтом. На 600 метров они поднимали планер за 2 минуты.

Итак, к середине соревнований во всех классах, кроме стандартного, было разыграно 4 упражнения. В стандартном из-за событий первого дня – три. Хозяева чемпионата хотели во что бы то ни стало выровнять положение. И в понедельник под мелкий дождик был объявлен выходной день для всех классов кроме стандартного. В 12.30 дождь прекратился и погода в 14.40 наконец позволила взлетать. В этот день стандартный класс пролетел 252 км маршрут (скорость победителя 92 км/ч). Расчет был верен. Конечно, если бы взлетали все классы, шансов пройти маршрут у последних было бы мало.

С 23 июля установилась хорошая планерная погода с высотой нижней кромки около 2000 м, максимальными потоками 3-4 м/с. Единственным исключением, как уже говорилось выше, стало 25 июля, когда прошел мощный холодный фронт. Но 500 км маршруты для всех классов на следующий день сгладили отрицательные впечатления предыдущего летного дня.

После 6-го упражнения Н. Ковальчук закрепляется на 9-м месте. Скорости победителей на Чемпионате практически всегда были около 120 км/ч, а иногда и более 130. И если в первом упражнении Н. Ковальчук проиграл победителю 0,4 км/ч, то, начиная с 4-го упражнения, стал проигрывать около 10 км/час. О силе спортсменов, участвовавших в Чемпионате, говорит хотя бы такой факт: 24 июня на 301 км маршруте скорость победителя 129,4 км/ч и только 8 спортсменов из 38 показывают скорость менее 110 км/ч, у 15 спортсменов скорость более 119 км/ч. К слову, это был единственный день, когда запрет военных повлиял на назначение маршрута. Перед началом взлетов выяснилось, что северная часть зоны полетов закрыта. Срочно задание дня было изменено, и из-за задержки с началом подъемов маршруты были укорочены на 100 км.

Напряжение соревнований возрастало. После неудач первых дней в лидеры стал рваться молодой, но уже титулованный немецкий спортсмен Михаил Грюнд. Он выиграл 3 упражнения в конце соревнований, и, будучи после 3-х упражнений на 24-м месте, закончил соревнования седьмым.

Лидерство после 6-го упражнения захватил Фредерик Хойя (Франция), на втором месте его соперник в течение всех соревнований швед Геран Акс.

Для многих участников все поменяло последнее 9-е упражнение 27 июля, в последний соревновательный день. Так, выручавший нас в начале соревнований полет через предписанные области, на этот раз отбросил Н. Ковальчука с 9-го на 15-е место. Прогноз дня практически не отличался от предыдущих. Может быть, немного больше должно было быть растекание облаков. Но ветер был восточным, в отличие от предыдущих дней, когда он был чаще всего западным – юго-западным. На упражнение было отведено время 3,5 часа. Упражнение это дали, по-видимому, для того, чтобы все участники быстрее прилетели на аэродром: вечером должно было состояться закрытие чемпионата. А может быть потому, что в правилах было записано, что на Чемпионате должно даваться не менее 30% упражнений другого типа, чем основной – скоростной полет по заданному маршруту. Так это или иначе, но упражнение было назначено. Спортсмены стартовали около 14 часов. Через 3,5 часа мы их ждали обратно. Но в 4 часа дня стало ясно, что полет будет непростым. С востока на зону полетов начало распространятся сильное растекание облаков. А с 5 часов над точкой облаков уже не стало: вся эта растекшаяся масса облаков ушла на запад, откуда и должны были прилетать спортсмены. Затратив на полет 3 часа 37 минут, финишировал победитель этого упражнения Михаил Грюнд. Остальных еще не было. Понятно, что те спортсмены, которые могли по радио получать информацию о погоде, узнав, что в районе аэродрома ухудшилась погода, рассчитывали набрать очки, показав большую таймаут-скорость, т.е. пройти как можно большую дистанцию за 3,5 часа по хорошей погоде, а потом, по возможности, вернуться на аэродром. Н. Ковальчук сел на площадку, не долетев до аэродрома 12 км. Его посадка, как и других, не долетевших, повлияла на редуцирующий фактор. Но это практически не имело значения, т. к. за исключением 4-х участников у всех остальных оказалась выше таймаут-скорость, которая и пошла в зачет. У победителя скорость 115 км/ч (1000 очков), у Н. Ковальчука – 96,7 км/ч, 608 очков за упражнение и 15-е общее место. Такого результата Николая в последнем упражнении, так хорошо начавшего соревнования, мы не ожидали. Единственным утешением может послужить наше командное место. По результатам этих соревнований Украина на 9-м месте из 22-х стран, принимавших участие в Чемпионате.

Под звуки Французской Марсельезы в честь Фредерика Хойя закончились соревнования в 15-метровом классе, вторым стал англичанин Дэвид Вотт и третьим швед Геран Акс (уступивший свое второе место англичанину в последнем упражнении).

Я остановилась только на результатах 15-метрового класса. В каждом классе были свои победители и аутсайдеры. Особенно неудачным стали соревнования для поляка Роберта Шлецковского, летавшего в открытом классе. Все соревнования он был на первом месте, неся этот психологический груз. А последнее упражнение отбросило его на 5-е место. И наоборот, чех Петр Крейцерик, став лидером в 18-метровом классе после второго упражнения, так и закончил соревнования первым. Неудачно выступили литовские спортсмены, выставившие 3-х участников в 3-х классах планеров. Только Витасу Сабецкису удалось занять 9-е место из 17 участников в 18-метровом классе, Витас Мачюлис (открытый класс) и Стасис Скальскис (15-метровый) заняли места в конце турнирной таблицы. В результате Литва оказалась на 16-м месте среди Европейских стран.

В командном зачете на первом месте Германия, на втором – Франция, на третьем – Швеция. И эти результаты уже объективно (за исключением, пожалуй, Англии – 5 место, чьи спортсмены хорошо выступают на Чемпионатах Европы) оценивают вклад этих стран в дело развития планерного спорта.

Сравнительная таблица результатов победителей
по упражнениям и Н. Ковальчука

№ упр.

Дата

Дистанция км

Скорость победителя км/ч

Скорость Н.Ковальчука км/ч

Место в упражнении

Место по сумме

1.

14.07.02

area

123,0

122,6

3

3

2.

15.07.02

302,1

121,6

112,4

11

4

3.

17.07.02

area

129,7

128,5

3

1

4.

21.07.02

357,6

113,7

98,6

28

5

5.

23.07.02

401,6

131,1

120,4

21

8

6.

24.07.02

301,9

129,4

119,3

11

9

7.

25.07.02

415,5

145,9 км

134,5 км

15

9

8.

26.07.02

503,5

127,0

119,1

21

9

9.

27.07.02

area

115,3

96,7

25

15

31.07.2002

Главная Бібліотека Художня література, статті 11-й Чемпионат Европы по планерному спорту