Спортивный планер А-15
Планер-паритель А-15 (скачать РЛЭ) создан в конструкторском коллективе, возглавляемом генеральным конструктором О. К. Антоновым, в 1959 году и был спроектирован с учетом последних достижений планеризма в СССР и за рубежом. Строился серийно и много лет широко эксплуатировался в планерных клубах как у нас в стране, так и за рубежом, например в Венгрии и Голландии. На нем установлено более 20 всесоюзных и мировых рекордов.
Планер представляет собой цельнометаллический высокоплан со свободнонесущим крылом, V-образным оперением и одноколесным убирающимся шасси. Относится к открытому классу планеров. Вот какова его конструкция:
Крыло однолонжеронной силовой схемы с металлической обшивкой, из двух отъемных консолей, имеет у корня ламинарный профиль NACА 643618. Форма профиля обеспечивается тридцатью нервюрами. Каждая состоит из двух частей - носка и хвостика. Носовая часть каждой нервюры для получения большей точности профиля крыла собрана из двух половин, верхней и нижней.
Лонжерон крыла балочного типа состоит из стенки и двух полок, выполненных из дюралюминиевых, прессованных профилей таврового сечения. Крыло снабжено выдвижными щелевыми закрылками, зависающими элеронами и воздушными тормозами.
Элероны крыла нещелевые, состоят из двух частей, разделенных по размаху, выполнены с применением пластмассы. Каждый подвешен к крылу на шести петлях.
Закрылок крыла, имеющий отклонение 18°, щелевой, выдвижной, укреплен на четырех кронштейнах с роликами, которые ходят по направляющим, установленным в крыле. При отклонении закрылков уменьшаются посадочная скорость и скорость полета при парении. Для увеличения угла планирования при посадке и уменьшения скорости пробега служат тормозные щитки, размещенные за лонжероном каждой консоли между седьмой и десятой нервюрами и состоящие из двух половин - верхней и нижней. Когда тормоза закрыты, они вписываются в контур крыла. Когда же они выпущены, то представляют собой пластинки, поставленные под прямым углом к набегающему потоку. Эти пластинки нарушают плавность обтекания крыла воздухом, что резко увеличивает воздушное сопротивление планера и вызывает рост скорости его снижения. Пользуясь закрылками и воздушными тормозами. можно уверенно сажать планер на небольшой площадке. По концам крыла с целью предохранения от соприкосновений с землей установлены обтекатели, изготовленные из стеклопластика. Между первой и четвертой нервюрами размещены баки для водобалласта.
Фюзеляж конструкции полумонокок состоит из 19 шпангоутов, металлической обшивки и посадочной лыжи. Соединение обшивки осуществляется точечной электросваркой, на клею и заклепками. В верхней части седьмого и восьмого шпангоутов установлены центральные балки, с которыми состыковано крыло. Фонарь и кабина размещены перед седьмым шпангоутом. Форма фонаря хорошо вписана в контур фюзеляжа, каркас его выполнен из труб.
Сиденье летчика изготовлено из листового дюралюминия, а каркас спинки сварен из стальных труб. Наклон спинки может регулироваться. Расстояние от педалей до сиденья также регулируется по росту летчика. Под фюзеляжем между восьмым и девятым шпангоутами находится ниша шасси, куда убирается колесо, после чего ниша закрывается створками. Воздушные тормоза управляются рукояткой, расположенной в кабине слева. На девятнадцатом шпангоуте крепится костыль, состоящий из костыльной пятки и амортизатора. В носовой части фюзеляжа между первым и вторым шпангоутами укреплен буксирный замок, а в самом носке фюзеляжа - приемник указателя скорости. Крыло с фюзеляжем собираются очень быстро при помощи стыковочных болтов и деталей стыковки управления 8 крыле. На планере предусмотрена установка кислородного оборудования и радиостанции. Электропитание обеспечивается аккумуляторной батареей.
На приборной доске летчика имеются следующие приборы: магнитный компас, авиагоризонт. указатель скорости, двухстрелочный высотомер, высокочувствительный вариометр, индикатор - манометр кислорода и часы. Снизу размещены тумблеры включения оборудования, сверху - ручка буксирного замка. Оперение V-образное, состоящее из двух поверхностей, установленных под углом 45° к горизонтальной плоскости. Каждая поверхность делится соответственно на две: неподвижную и отклоняемую. Неподвижные поверхности выполняют функцию киля и стабилизатора. Отклоняемые работают как рули высоты и направления. Одновременное отклонение обеих половин рулей влево и вправо выполняется с помощью педалей, вверх и вниз - соответствующим продольным движением ручки управления. Неподвижная часть оперения собрана из нервюр, лонжеронов и обшивки, которая соединена с нервюрами на клею. Рули состоят из лонжерона, нервюр и обода, обшиты полотном.
Шасси состоит из колеса 300х125 мм, полностью убирающегося в полете. Оно укреплено на вилке на кронштейне, размещенном на восьмом шпангоуте. Уборка и выпуск шасси осуществляются механически - рычагом, расположенным справа от летчика. Колесо подвешено к вилке на амортизаторе.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м |
18,00 |
Длина, м |
7,20 |
Относительное удлинение |
24,4 |
Площадь крыла, м2 |
12,30 |
Масса, кг - пустого - полетная |
|
Максимальное аэродинамическое качество |
40 |
Скорость максимального аэродинамического качества, км/ч |
98 |
Минимальное снижение, м/с |
0,62 |
Минимальная скорость снижения с закрылками, м/с |
0,75 |
Скорость минимального снижения (экономическая), м/с |
85 |
Посадочная скорость, км/ч |
70 |
Экипаж, чел |
1 |