Планер-истребитель BV.40
С первых же дней существования авиапромышленного отдела "Блом унд Фосс" его главный конструктор и технический директор Ричард Фогт продемонстрировал вполне определенную склонность к неординарным проектам и довольно радикальным решениям. В результате даже самые "консервативные" его проекты отвергались Техническим департаментом, как проявление конструкторской фантазии. Учитывая твердую приверженность РЛМ к традиционным решениям, несколько неожиданно стал факт, что наиболее оригинальное предложение Фогта - небольшой, хорошо бронированный планер для атаки вражеских бомбардировщиков - получило официальную поддержку.
В январе 1943 г. соединения американских бомбардировщиков В-17 "Фортресс" первый раз вторглись вглубь Германии. Они летели в тесном строю, известном как "боевой ящик", для обеспечения максимальной взаимной поддержки огнем. Первые же боевые столкновения показали, что лоб Fw.190 с его радиальным двигателем - 1.5 кв.м представляет собой хорошую цель для стрелков В-17, способных поражать ее с расстояния более чем 1000 м. Было ясно, что уменьшить "лоб" истребителя можно реально, только исключив двигатель. Сделав такой вывод, Фогт предложил Техническому департаменту идею безмоторного перехватчика - планера-истребителя, выполненного из недефицитных материалов и поднимаемого на боевую высоту обычным истребителем. Предполагалось, что планер сможет приблизиться практически невидимым для стрелков бомбардировщиков на дистанцию эффективного огня своих 30-мм пушек.
Было очевидно со всех точек зрения, чтобы противостоять американским бомбардировщикам, потребуются взвешенные и нестандартные решения, и Фогт выдвинул свое изобретение, получившее по несколько непонятным причинам обозначение ВV.40.
Отличительной чертой ВV.40 было применение недефицитных материалов, которые обрабатывались плотниками, столярами, сварщиками и слесарями, не имевшими опыта авиастроителей. Кабина, в которой полулежа на подушке размещался пилот, была сварена из стальных листов. Передний лист толщиной 20мм, боковые и сбрасываемая верхняя панель - З мм, дно - 5 мм. Лобовое бронестекло было толщиной 120мм, а две сдвижные бронированные панели закрывали боковые окна. Hоги пилота были защищены 8 мм броней. Центральная секция фюзеляжа из клепаного металла скреплялась болтами с деревянным хвостом. Крыло и оперение также деревянной конструкции. Крыло с одним коробчатым главным лонжероном из фанеры и двумя вспомогательными сзади и спереди от главного. Оно обшивалось 4мм фанерой и крепилось к фюзеляжу четырьмя болтами.
Для взлета использовалась сбрасываемая двухколесная тележка, а для посадки полуубирающаяся лыжа. Точность посадки обеспечивалась закрылками, опускаемыми на 80°. Первоначально Фогт планировал ограничить вооружение одной пушкой МК-108 с 70 снарядами. Он полагал, что если после первой атаки высота позволяла сделать второй заход, то должен был использоваться "Герат шлинге" (петлевой снаряд) - каабель, спущенный с планера с небольшим зарядом взрывчатки. Тем не менее, сошлись на мнении, что планер должен был вести атаку в лоб на скорости 400 км/ч, сближаясь с целью на 800 км/ч, так что пилот едва ли мог успеть сделать больше одной очереди, которая должна была быть максимально мощной. В результате было решено при том же боезапасе установить две пушки, а "петлевой снаряд" снять.
Для взлета ВV.40 устанавливался на двухколесную тележку и крепился с помощью 30-метрового троса к Вf.109g или Fw.190. Пилот планера сбрасывал тележку шасси сразу после взлета. При нормальной посадке выпускалась лыжа, а закрылки отклонялись на 50°. Максимальное отклонение на 80° было допустимо только в экстренном случае.
В последние дни мая 1944 г. первый опытный планер ВV.40-V1 был поднят в воздух за Bf.110. Пилот доложил после полета, что управляемость планера была хорошей, в том числе и в турбулентном потоке за буксиром. Второй полет проведен 2 июня 1944 г. в Венцендорфе. База взлетной тележки для большей устойчивости при разбеге была увеличена, а давление в шинах снижено. Пилот отцепился от буксира на высоте 800 м и скорости 240 км/ч. Затем скорость была снижена до 150 км/ч. При этом управляемость оставалась в норме, но при скорости 140 км/ч планер неожиданно "посыпался" вниз и рухнул на границу аэродрома, пропахав 25 метров.
Второй опытный BV.40-V2 был уже готов. Первые два полета на нем были выполнены 5 июня. В двух следующих полетах, три дня спустя, была достигнута скорость 330 км/ч при отцеплении на высоте 2200 м. BV.40-V3 был разрушен во время статических испытаний, а V4 серьезно поврежден при опытных полетах. Hа испытаниях его заменил V5.
27 июля 1944г. BV.40-V6 был перегнан из Штада в Венцендорф на буксире за Bf.110. Это был первый дальний перелет. Пилот после полета доложил, что путешествие оказалось крайне утомительным. Лежать ничком, упираясь подбородком оказалось очень тяжело.
К этому времени установили, что управляемость планера достаточна. Было заказано 19 машин со сроком готовности к марту 1945 г. Одновременно последовал заказ на установочную партию из 200 BV.40a, но Технический департамент уже начал планировать изменение вооружения и оборудования.
Планировалось установить ракетный или пульсирующий двигатель и даже изменить назначение планера. Флигер-штабинженер Тилениус предложил оснастить ВV.40 мелкими бомбами с дистанционными взрывателями для сброса на строй бомбардировщиков. Максимальная нагрузка планировалась из четырех бомб ВТ-700 под крылом. Предполагалось, что пару ВV.40 можно было подвесить под Hе.177a-5 или b-5. Планировалось поставить автоматическую систему управления, ракетный двигатель или даже использовать планер в качестве буксируемого топливного бака.
К середине июля 1944 г. основная программа испытаний была закончена. Hа высоте 2000 м была достигнута скорость 470 км/ч. Полагали, что в пикировании можно достигнуть и 900 км/ч. Правда, были сомнения относительно возможного флаттера элеронов. Чтобы исключить такую опасность, рассчитывали сократить площадь элеронов на 40 %.
Провести исследования по этому вопросу планировалось осенью 1944г, когда программа была прекращена. ВV.40-V7 был закончен в августе. Готовность V8 и V9 планировалась на сентябрь и октябрь, соответственно. Оставшиеся 10 планеров должны были изготовляться темпом два планера в месяц.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м | 7,90 |
Длина, м | 5,70 |
Высота, м | 1,60 |
Площадь крыла, м2 | 8,40 |
Масса, кг - пустого - максимальная |
840 950 |
Максимальная скорость, км/ч - на планировании - на буксире за BF.109g |
900 550 |
Экипаж, чел | 1 |