Спортивный планер стандартного класса SZD-41 Jantar Standard
В Польше сравнительно поздно появилась полностью стеклопластиковая конструкция, перевым SZD в этой категории был прототип Открытого Класса SZD-38 Jantar-1 - одноместный планер с размахом крыльев 19 м, разработанный Адамом Курбиелем (Adam Kurbiel). Это происходило, когда В. Окармус (W. Okarmus) разрабатывал SZD-41A Jantar Standard, имевший тот же фюзеляж и хвостовое оперение, что и Jantar-1, но у него были новые свободнонесущие крылья (среднеплан) с размахом 15 м, разработанные по требованиям Стандартного класса.
SZD-41A выполнил первый полет 3 октября 1973 года (пилот A. Zientek) и Польская команда, летавшая на этих планерах на чемпионате мира в 1974 г. в Вайкери (Waikerie), Австралия, заняла 3-е и 7-е места в Стандартном классе, а в 1976 году на чемпионате мира в Рейскале (Rayskala), Финляндия, SZD-41 -е заняли 4-е, 6-е и 18-е места. В целом до начала 1980 года было построено 160 Jantar Standards, которые экспортировались в 18 стран, включая обе Германии (Восточную и Западную), США и Советский Союз.
Крылья с однолонжеронной безнервюрной конструкцией с пенопластовым наполнением в оболочке в виде сендвича стекловолокно/эпоксидная смола; без закрылков и с аэродинамическими тормозами сверху и снизу каждого крыла. Водобалласт 80 кг (позже емкость баков водобалласта была увеличена до 100 кг). Фюзеляж полностью стеклопластиково-эпоксидный, в средней части имеется ферма из стальных труб, к которой монтируются крылья и одноколесное шасси. Свободнонесущее Т-образное хвостовое оперение также из стекловолокна и эпоксидной смолы, руль высоты с пружинным триммером. Имеется убирающееся шасси с дисковыми тормозами и неподвижное хвостовое колесо. Система колесного тормоза соединена с ручкой привода аэродинамических тормозов, т.е. как только начинают выпускаться интерцепторы, начинает затормаживаться колесо.
Пилот находится в полулежачем положении, под подогнанным вплотную фонарем из двух частей, у которого передняя половина неподвижная, а задняя часть - открывающаяся для посадки и покидания планера.
Описанная конструкция широко применялась уже в то время и продолжает применяться сегодня, поэтому такое описание без указания цифр может быть применено практически ко всем современным планерам. Разница между планерами, разработанными 20 лет назад и сейчас, в основном - в используемых материалах. Сейчас это уже меньше стекловолокно и эпоксидная смола, а в основном углепластик и кевлар. Так же часто вызывает вопрос тот факт, что на один и тот же планер у разных источников разные характеристики: как и во всей авиации, от серии к серии могут вносится изменения и доработки, меняющие характеристики.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м | 15,0 |
Длина, м | 7,2 |
Высота, м | 1,6 |
Площадь крыла, м2 | 10,7 |
Относительное удлинение | 21,2 |
Масса, кг - пустого - водобалласта |
244 100 |
МАК без водобалласта | 38 |
Скорость МАК без водобалласта, км/ч | 92 |
Минимальное снижение без водобалласта, м/с | 0,6 |
Скорость минимального снижения (экономическая) без водобалласта, км/ч | 75 |
Скорость МАК с водобалластом, км/ч | 105,4 |
Минимальное снижение с водобалластом, м/с | 0,69 |
Скорость минимального снижения (экономическая) с водобалластом, км/ч |
86 |
Экипаж, чел | 1 |