Спортивный планер LAK-12 LIETUVA

Спортивный планер LAK-12 LIETUVALAK-12 Lietuva – спортивный планер, разработанный литовской фирмой Lietuva. Планер открытого класса LAK-12 совершил свой первый полет в 1979 году. Предназначен для тренировки летчиков-спортсменов, имеющих квалификацию не ниже I разряда, а также для участия в национальных и международных соревнованиях по планерному спорту.

Управление заходом на посадку решено комбинацией верхних аэродинамических тормозов типа Schempp-Hirth и закрылками. В полете и при посадке закрылки работают в диапазоне -7(+1) / + 18(+1) градусов, и элероны отклоняются вниз вместе с закрылками. Убирающееся колесо имеет воздушно-маслянный амортизатор.

Долгое время в СССР (впрочем отчасти это происходит и сейчас), планер ЛАК-12 являлся (и продолжает являться) пределом мечтаний и венцом летной карьеры для многих планеристов. Летная планерная советская школа предусматривала первоначальное обучение (и первоначальный отсев) на планерах "Бланик" L-13; затем тех, кто достиг определенного спортивного мастерства и по-настоящему увлекся планерным спортом, пересаживали на Янтари SZD 48-2 или SZD 48-3. Только потом тех, кто показывал высокие результаты на Янтарях, пересаживали на ЛАК. Таким образом на ЛАКах на бывшей территории союза летают по-настоящему опытные летчики-спортсмены и, хотя выше было сказано, что летать на них могут спортсмены не ниже 1-го разряда, на самом деле летают не ниже КМС. Построено более 230 планеров.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 20,42
Длина, м 7,23
Высота, м 1,92
Площадь крыла, м2

10,60

Относительное удлинение 28,50
Нагрузка на крыло, кг/м2 44,43
Масса, кг
- пустого
- водобалласта
- максимальная

360
189-240
650
Максимальное аэродинамическое качество 46,5
Скорость МАК, км/ч 92
Минимальное снижение, м/с 0,50
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 75
Экипаж, чел 1