Главная Бібліотека Навчальні статті, переклади Методические указания по использованию GPS на соревнованиях

Методические указания по использованию GPS на соревнованиях

Общие правила и рекомендации, без использования которых шансы показать хорошие результаты на соревнованиях значительно уменьшаются... ;-)

Для использования в качестве логгера на соревнованиях по планерному спорту приемник GPS должен соответствовать следующим критериям:

a. позволять задавать запись трек-лога с фиксированными временными интервалами не более 1 минуты;

b. позволять записывать трек-лог в течение всего времени полета от взлета до посадки без потери данных с частотой не более 1 минуты между отсчетами;

c. каждая точка трек-лога должна содержать метку времени и две координаты: широту и долготу.

Этим требованиям удовлетворяют большинство моделей фирмы Garmin. Это модели серии 12, II, III и некоторые другие. Они имеют почти одинаковые интерфейсные разъемы с 4 контактами: 2 контакта питания и контакты принимаемых и передаваемых данных в соответствии со стандартом на нуль-модемное соединение. Физически GPS легко может быть подсоединен к персональному компьютеру через последовательный порт. Фирменный кабель для такого подсоединения стоит около 25$, но его легко можно сделать самостоятельно из кабеля мыши для последовательного порта и 5-контактного советского разъема для головных телефонов, стоимостью 50 копеек, который можно купить на радио рынке. Таких разъемов стоит купить парочку, чтобы еще сделать кабель подключения к бортовой сети питания планера. Советский разъем имеет один контакт в центре и 4 контакта по окружности, расположенных крестом. Центральный контакт надо высверлить, а четыре - задействовать по мере необходимости. В приемнике Garmin 12 используется внешнее питание от 5 до 8 В, поэтому в выходном разъеме в центре есть штырь. Для него и просверливаем отверстие на месте центрального контакта советского разъема. У остальных приемников GPS фирмы Garmin внешнее питание можно подавать до 12 В, и пластмассового штыря в выходном разъеме нет. Точные схемы коммутации легко можно найти в сети Интернет на сайте Garmin.

Необходимо заранее позаботиться о питании для Вашего GPS. Батарейки - это слишком дорогой вариант. Лучше всего раскошелиться на аккумуляторы и зарядное устройство. Но для надежности стоит организовать питание GPS от бортовой сети. В планере всегда есть аккумулятор 12 B для питания бортовой радиостанции. Как показала практика, ток потребления Garmin 12 составляет 90 мА при 6 В питания. Это очень малая величина, по сравнению с потреблением самой радиостанции, поэтому можно подключать GPS параллельно радиостанции. Подключение всех моделей GPS, кроме Garmin 12, можно осуществлять напрямую к аккумулятору. Garmin 12 надо подключать через микросхему стабилизатора. Из-за малой величины потребляемого тока можно не ставить на микросхему радиатор.

Еще необходимо позаботиться о креплении GPS в кабине планера. Есть фирменные штативы с присосками, можно и самостоятельно изготовить кронштейны. Это дело Вашей фантазии и умения, лишь бы крепление не мешало Вам в полете и обеспечивало безопасное покидание планера в аварийных ситуациях.

Теперь можно готовить GPS к полету. Сначала тщательно изучите инструкцию по эксплуатации. У разных моделей возможности отличаются, но всегда есть общие возможности настройки и использования. В настройках GPS установите тип MAP DATUM в WGS84. Сотрите имеющийся лог и отключите на время запись трека в лог. Установите временной интервал записи менее 1 минуты. Я обычно устанавливаю 35 секунд. Почему так - объясню позже. В GPS у Вас уже должны быть записаны все поворотные пункты текущих соревнований. Об этом обычно заботятся судьи. Без нужды не корректируйте и не пополняйте список поворотных пунктов. После получения полетного задания, запрограммируйте все заданные варианты маршрутов и активируйте первый вариант. При посадке в планер, закрепите GPS в подготовленные крепления, подсоедините к нему питание и включите запись лога в режим FILL. После этого можно лететь. Я обычно в полете пользуюсь всего 2 экранами: экраном компаса и экраном карты. При подлете к критической точке маршрута типа старта, финиша или поворотного пункта желательно переключиться в режим карты и поставить такой масштаб, чтобы на экране умещалось 2-3 километра. Это связано с тем, что прохождение поворотного пункта фиксируется в радиусе 500 м от точки ППМ. При таком масштабе на карте хорошо будет видно, как мы проходим старт, финиш или ППМ. Еще есть смысл при подходе к критической точке маршрута увеличить частоту отсчетов, например, до 5 секунд. Это делается для точной фиксации старта и прохода ППМ. Поэтому я и ставлю изначально 35 секунд. Чтобы поменять их на пять, надо только прощелкать 3 до 0. После прохождения критической точки надо не забыть заменить частоту отсчетов на большую, чтобы не переполнить память GPS преждевременно.

После посадки на аэродром или площадку вне аэродрома необходимо выключить GPS и больше не включать его без крайней необходимости до сдачи судьям.

Судьи снимут трек-лог с Вашего GPS, и на основании этого произведут подсчет Ваших очков за упражнение. Чтобы на соревнованиях все получалось гладко, обязательно потренируйтесь сначала на земле, а потом и в воздухе в тренировочных полетах!

 

14.09.2005
Главная Бібліотека Навчальні статті, переклади Методические указания по использованию GPS на соревнованиях